Saturday, 16 December 2017
Меню
Главная
Попечительный совет
Крізь віки та кордони
Музика в Різдво
Творческая лаборатория
Музыкальные автографы
Украинские акварели
Детский уголок
Город
Закулисье
Контакты
Партнеры

Поиск

в интернете
на сайте

 


АННА СЕРЕДЕНКО: «ВОЗМОЖНО, ПРИШЛО ВРЕМЯ КАЖДОМУ ИЗ НАС ИДТИ СВОИМ ПУТЕМ»

Оксана ШЕВЧЕНКО

        Уже не как шутка выглядит идея «Красной книги» для украинских камерных ансамблей. Чтобы перечислить коллективы, исполняющие камерную музыку, тем паче украинскую, — хватит пальцев на руках. Разумеется, почти все лучшие коллективы сосредоточены в Киеве, кое-кто работает чуть ли не на общественных началах. В провинции камикадзе еще меньше (хотя, опять-таки, свой камерный ансамбль имеет едва ли не каждая областная филармония. Именно там, за немногочисленными исключениями, он обычно и выступает). Но существование и тех «редких музыкальных видов», которые существуют в неблагоприятных условиях, время от времени оказывается под угрозой, когда один из участников коллектива едет работать за границу. Подобное едва не произошло и с одним из наиболее ярких и популярных украинских ансамблей, дуэтом Олесь Семчук (скрипка) — Анна Середенко (фортепиано). Эти два музыканта на удивление удачно и органично дополняли друг друга: порывы темпераментного, эмоционального и склонного к виртуозности Олеся направляла в нужное эмоциональное русло, сдерживала и уравновешивала вдумчивая, зрелая Анна. Собственно, на ней держались не только музыкальные, но и организационные вопросы: имея более значительный жизненный опыт и целеустремленный характер, она занималась дальнейшим развитием дуэта. В конце мая ансамбль должен отметить пятилетний юбилей. Учитывая предварительные выкладки, пять лет постоянного успешного концертирования не только в Украине, но и за рубежом, пять дисков и десятки концертов — немалые достижения. Но май прошел, а время, равно как и афиша Национальной филармонии, это событие проигнорировали... Собственно, этот несостоявшийся юбилей и послужил отправной точкой для написания этого материала.

        Талантливый скрипач Олесь Семчук уехал работать в Италию, как говорят, «с заверениями в глубочайшем почтении». Разумеется, обещал приезжать, играть, тосковать, не забывать. Но... Здесь жить тяжело, а в Италии у Олеся интересная работа, он получает за нее приличные деньги и может спокойно отдаться творчеству. Чего еще нужно музыканту? Прошло больше года. В течение этого срока концертный график дуэта Семчук — Середенко стал, мягко говоря, более прозрачным: были сыграны только три программы...

        Анна СЕРЕДЕНКО:

        — Олесь сейчас работает в Италии, но фактически в наших музыкальных отношениях ничего не изменилось, хотя дуэт Семчук — Середенко подвергся определенным изменениям. Возможно, на какое-то время мы разошлись концептуально. Возможно, произошли определенные изменения внутри каждого из нас. Олесь, например, как-то очень быстро приобрел западный лоск, впитал западный менталитет. Конечно, я не могу за это его упрекать, он нормальный молодой человек.

        Сейчас в Украине стало еще труднее работать, хотя тем, кто занимается камерным музицированием, легко не было никогда. Не секрет, что сегодня эта сфера деятельности не является прибыльной, поэтому для организации концерта нужна спонсорская помощь, а находить деньги каждый раз становится все труднее. Конечно, в этой ситуации оказался не только наш дуэт — она коснулась всех музыкантов. Как правило, мы с Олесем с гонораров за предыдущее выступление устраивали следующее.

        Но прошедший концертный сезон был очень сложным. Впрочем, несмотря ни на что, весной мы планировали отметить пятилетие дуэта концертом в Национальной филармонии. 6 мая мы должны были исполнить тройной концерт Л. Бетховена с Национальным симфоническим оркестром под руководством Сиренко. Для этого был приглашен известный российский виолончелист Александр Князев. Но оркестр уехал на гастроли, а Князев отказался играть с любым другим коллективом. Филармония приложила огромные усилия и договорилась со всемирно известным Александром Рудиным, однако он отказался от нашего предложения. Но эту идею мы не похоронили окончательно, надеемся, что программу все же сыграем. В конце мая нас пригласили во Львов на фестиваль «Виртуозы Львова». До последнего дня мы готовились, но в день выезда организаторы заговорили о проблемах с финансированием... И мы никуда не поехали. Честно говоря, это надломило. Поэтому даже символично, что в течение этого года мы сыграли три программы трагической эмоциональной окраски.

        Возможно, пришло время каждому из нас идти свои путем. В чем-то даже это интереснее: я получила право на самостоятельность, возможность расширения круга партнеров, овладение более разнообразным музыкальным материалом. Буду готовить новую программу. Хотя найти настоящего партнера для ансамбля очень сложно: это должен быть творческий единомышленник, который питается теми же музыкально-эстетическими идеями... Но опускать руки я не собираюсь: у меня есть ученики, которые питаются моей энергией (Анна — доцент кафедры камерного ансамбля Национальной музыкальной Академии им. Чайковского. — Авт. ), есть «Украинские акварели», «авторские права» на которые передала мне мой педагог, идеолог этого проекта Ирина Боровик; они могут стать безграничным полем для деятельности.

        Ситуация с дуэтом Семчук — Середенко для современной камерной музыки в Украине — показательная. Конечно, от тенденции выезда талантливых музыкантов за границу никуда не денешься. Но именно эта «утечка талантов» заставляет тех исполнителей, которые стремятся творить именно на родине, искать и воспитывать достойных партнеров.

№120, среда, 16 июля 2003

Top! Top!