Tuesday, 17 October 2017
Меню
Главная
Попечительный совет
Крізь віки та кордони
Музика в Різдво
Творческая лаборатория
Музыкальные автографы
Украинские акварели
Детский уголок
Город
Закулисье
Контакты
Партнеры

Поиск

в интернете
на сайте

 


«DSCH — двадцать лет спустя»

Лариса ГНАТЮК

        Эти таинственные буквы означают одновременно инициалы великого композитора, музыкальную тему-эмблему, которую он неоднократно использовал в своей музыке, и название коллективного произведения, которое посвятили памяти этого художника семь украинских авторов, поклонников его таланта. В истории музыки известны примеры подобных посвящений, большинство из которых вызвано к жизни данью уважения младшего современника или друга к гению-предшественнику, учителю, выдающемуся музыканту, личность которого оставила значительный след в душе автора произведения. Как правило, музыка таких произведений отличается особой сосредоточенностью, величественной скорбью, обостренным драматизмом. Лучше всего для проявления подобных чувств подходят камерные исполнительские составы, среди которых наибольшее распространение получил ансамбль из трех инструментов-собеседников: скрипки, виолончели и фортепиано.

        Композитор, музыкальной эмблемой которого стали четыре буквы DSCH — а они расшифровываются как последовательность четырех нот: ре, ми бемоль, до, си, — написал такое фортепианное «трио памяти» в скорбные военные годы и отозвался в нем не только на смерть близкого друга, музыкального критика Ивана Соллертинского, но и на гибель миллионов замордованных, замученных, полегших на полях кровавых битв жертв страшной всемирной катастрофы. Этим композитором был Дмитрий Шостакович. Задумав отдать должное его имени, украинские авторы, тогда представители молодой генерации украинской музыки, которые, идя следами Мастера, стремились открывать новые пути в искусстве, выбрали моделью исполнительский состав вокально- инструментальной сюиты Шостаковича на стихотворения А. Блока. Сюита состояла из семи частей, ее вокальную партию сопровождали в различных комбинациях скрипка, виолончель и фортепиано. Именно по этому образцу и было написано произведение, которому его авторы дали название DSCH. Двадцать лет назад состоялась премьера этого необычного коллективного опуса-посвящения. Она совпала с началом деятельности «Украинских акварелей» — самобытного творческого коллектива, душой которого стали три музыканта: пианистка Ирина Боровик, виолончелист Виталий Боровик и скрипач Эдуард Идельчук.

        За годы плодотворной работы коллектив дал десятки концертов, подготовил целый ряд разнообразных программ, был первым интерпретатором и инициатором создания многих интересных камерных опусов украинских композиторов. Однако DSCH прозвучал в их исполнении только один раз. И вот теперь за возрождение интересного замысла, а также самих «Украинских акварелей» (их деятельность прекратилась с отъездом за рубеж Эдуарда Идельчука) взялись воспитанники и духовные наследники супругов Боровиков пианистка Анна Середенко и скрипач Олесь Семчук. Своей идеей концерта, посвященного Дмитрию Шостаковичу, они увлекли еще двух своих коллег, виолончелиста Ивана Кучера и певицу Людмилу Войнаровскую. А в последнем номере интересно составленной программы виолончель взял в руки сам патриарх-основатель коллектива Виталий Боровик, и совместное музицирование представителей разных творческих поколений оказалось глубоким и содержательным. Коллективное произведение-посвящение прозвучало в обновленной интерпретации и было с благодарностью воспринято слушателями, заполнившими в этот памятный вечер Колонный зал имени Н.Лысенко Национальной филармонии Украины.

        Время, разумеется, внесло свои коррективы. Не удалось исполнить из-за отсутствия нотного материала две части семичастного цикла, принадлежавшие перу Валентина Бибика и Геннадия Ляшенко. Однако и пятичастная версия оказалась чрезвычайно интересной. Цикл открыла фортепианная миниатюра Мирослава Скорика, вводившая в общее углубленно-сосредоточенное настроение. После этого ансамбль скрипки и виолончели представил наполненную экспрессией и драматизмом Фугу Юрия Ищенко. Наиболее развернутой частью цикла стало Трио Владимира Губы, в котором автор сознательно ограничил себя использованием разнообразных вариантов мотива- мотто. Эта лаконичная звуковая эмблема переходила от инструмента к инструменту, скорбно и болезненно, жестко и неумолимо звучала в диалогах и ансамблевых сочетаниях, а в финале большой, хотя, как показалось, несколько растянутой формы, возник почти театральный эффект «последнего прости», сухого стука крышки рояля и нескольких коротких постукиваний по декам инструментов. После созданного здесь образа неумолимой смерти, как катарсическое просветление, прозвучал вокализ без сопровождения Леси Дычко и Постлюдия Валентина Сильвестрова, в которой, наконец, объединились в общей беседе-воспоминании и как будто очищенном от земных страстей настроении голоса всех четырех участников.

        Рассказ о концерте мы начали с его финальной точки. Однако этому предшествовало исполнение произведений самого Шостаковича — Сонаты для скрипки и фортепиано, Фортепианного трио, которое Анна Середенко, Олесь Семчук и Иван Кучер исполнили с особой вдумчивой сосредоточенностью, чувством меры, взвешенностью каждой детали, и камерно-вокального цикла «Сатиры» на стихотворения Саши Черного. Последнее произведение ярко контрастировало своим настроением и характером с другими номерами программы — и такой контраст оказался на удивление удачным. Глубоко трагический художник, Шостакович реагировал на все диссонансы и ужасы сталинской эпохи, на унижение образа человека, которое он наблюдал в течение своей жизни, в том числе и оружием острого юмора, средствами сатирического гротеска. В его «Сатирах» этот юмор не имеет болезненно-трагического оттенка. Это яркие картинки и бытовые сценки, в которых весело высмеивается ограничено- убогий мир самовлюбленного обывателя. Анна Середенко и Людмила Войнаровская с чрезвычайным увлечением совместно разыграли эти смешные сценки, создав свой маленький театр, спектакль которого покорил своим остроумием, яркой сменой неуклюжих персонажей, живыми партнерскими отношениями двух равноправных участников, голоса и фортепианного сопровождения. Было радостно снова встретиться с таким блестящим мастером, как Людмила Войнаровская, вернувшаяся в родные Пенаты. Этой певице доступны разные стили, она среди прочего в совершенстве исполняет самые сложные произведения современной музыки.

        Еще одну черту рецензируемого концерта хотелось бы отметить особо. Он отличался стильностью и высокой ответственностью исполнителей перед именем композитора, к произведениям которого они обратились, перед своими наставниками и вдохновителями, перед аудиторией, которой предложили такую продуманную, целостно построенную программу.


Top! Top!