Saturday, 16 December 2017
Меню
Главная
Попечительный совет
Крізь віки та кордони
Музика в Різдво
Творческая лаборатория
Музыкальные автографы
Украинские акварели
Детский уголок
Город
Закулисье
Контакты
Партнеры

Поиск

в интернете
на сайте

 

МЕЧТАТЕЛЬНИЦА БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА

Алла ПОДЛУЖНАЯ

     Любимый фильм Анны Середенко, известной украинской пианистки, лауреата международных конкурсов, заслуженной артистки Украины, кандидата искусствоведения, доцента кафедры камерного ансамбля Национальной музыкальной академии Украины им.П.И.Чайковского – «Алые паруса». Ей чрезвычайно близка вера гриновской героини в мечту. Именно способность мечтать и верить в чудо Анна выбрала для себя основополагающими в жизни. Человеку, живущему в мире музыки, способному проникнуться ее красотой и силой воздействия, это не так и сложно. Надо просто открыть душу для полета фантазии, чтобы ощутить красоту мира, неизбывную радость бытия, прелесть искусства. Все это происходит, когда Анна касается пальцами клавиш рояля и энергия музыки вырывается звуками в пространство… И что особенно ценно в этой исполнительнице, так это умение зажечь своей фантазией и верой слушателей, способность подарить им, словно юной Ассоль, волшебную мечту.

     Серьезное, классическое искусство, как и во все времена, сегодня – удел истинных знатоков, любителей, своеобразных гурманов прекрасного. Анна Середенко работает над тем, чтобы круг ценителей настоящего искусства становился все шире и шире. Именно она в 2000 году собрала «под свои знамена» украинских музыкантов и создала Благотворительный проект “Митці – за духовне відродження України”. Все последующие годы были для этого проекта плодотворным творческим путем, позволившим разнообразить творческую жизнь украинских музыкантов исполнением и знаменитых шедевров, и редко звучащих произведений, давшим возможность заинтересовать огромное количество зрителей и слушателей филармоническими концертами, увлечь звучанием непревзойденных шедевров камерной музыки. Деятельность Проекта дала возможность автору сформировать в его рамках три концептуально разных цикла – «Крізь віки та кордони...”, “Творча лабораторія “Дебют” и “Музика в Різдво”. За это время десятки концертов и творческих акций состоялись в этих циклах.

     Концерт цикла “Музика в Різдво” – особенный. Он звучит всего однажды, 2 января в Национальной филармонии Украины. Каждый год тематика концерта определяется Анной Середенко согласно, по ее словам, “состоянию на этот момент моей души. Я хочу, чтобы музыка отражающая мой внутренний мир, затронула внутренний мир и тех людей, кто ее будет слушать. Это, как если бы мы читали настоящую поэзию, ведь каждый находит в ней что-то для себя. Каждый находит что-то свое, читая Библию. Главное, чтобы в моей музыке люди слышали то, что наиболее актуально для них на день сегодняшний. Уверена, пожелавший прийти на наш концерт, захочет в первую очередь услышать себя, свою душу».

     Состояние души пианистки в году 2009 подсказало ей тему Шестого концерта цикла «Музика в Різдво” – “Фантазія для двох” . В этом дуэтном концерте Анна Середенко и лауреат международных конкурсов Павел Качнов исполнили Фантазию фа минор для двух фортепиано Ф.Шуберта, Венгерские танцы Й.Брамса, Сюиту-фантазию “Золушка” С.Прокофьева и “Голубую рапсодию” Дж.Гершвина. Организаторы концерта, режиссуру которого осуществила театральный режисер Елена Негреску, могут быть удовлетворены, главная идея, ради чего это все затевалось, работает. В разгар новогодних праздников, на концерте “Фантазія для двох” в Филармонии был аншлаг.

     –  Анна, от 2000-го года нас отделяет довольно большой период времени, но все же вспомните, как родилась идея вашого проекта “Митці – за духовне відродження України”?

     – В то время я и мои коллеги были начинающими музыкантами, заканчивали аспирантуру, были полны идей. Рядом были наши замечательные педагоги, профессора, музыканты, крепко стоящие на ногах. Среди них, прежде всего, хочу вспомнить замечательного музыканта Владимира Сиренко, с которым я постояно осуществляю какие-то творческие проекты. Тогдашний начальник Управления культуры Олександр Быструшкин на мою инициативу отреагировал положительно, сказав, что в Украине нет ничего подобного и мы начали работу по организации Проекта. Вот так мы стали первыми, кто создал проект такого циклического плана. Через пару лет стало понятным, что он держится на плаву и тогда зародился первый цикл – “Сквозь века и границы...”. К тому времени наблюдался повальный отъезд музыкантов за границу, эдакая духовная эмиграция. На гребне этой волны мы решили делать концерты таких пересечений - поколения, страны, оставшиеся и уехавшие, музыка различных эпох и подавать все слушателям преимущественно с плюсами, позитивно. Цикл получился, успешно пошел, мы провели очень много интересных и познавательных концертов. А еще спустя пару лет захотелось создать цикл «Декабрьских вечеров», но в силу финансовых обстоятельств мы не смогли делать это в конце года. Когда я предложила 2 января, мне сказали, что это абсолютно не реальная дата, в которую ты никогда не соберешь зал, но мы решили попробовать. Мы были молоды, а молодым свойственно верить и мечтать. Пока ты мечтаешь, у тебя все сбывается. Первый Рождественский концерт получился замечательным, красивым, подключились театралы, мы выстроили и придумали его режиссерски, открывал и вел Алексей Кужельный. Зрители, вопреки прогнозам, пришли и так зародилась эта традиция. Потом были трудности, поддержка культуры у нас вообще низкая, не говоря уже о классической музыке, но мы, несмотря ни на что, по сложившейся традиции, каждый раз в Новый год идем… на сцену Филармонии и создаем очередную сказку для тех, как я люблю повторять, у кого все выпито и съедено и кто не уехал на Канары.

     –  В ваших Рождественских концертах задействована не характерная для филармонических действ фигура - театральный режиссер.

     – Это не случайно, наши концерты продуманы с определенной долей театрализации, именно этим они отличаются от сугубо академических концертов, такого строгого, забытого филармонического стиля в лучшем его проявлении. Мне это особенно близко, я – коренная ленинградка, выросла, можно сказать, в ленинградской филармонии, воспитывалась ее духом и традициями. Но вот здесь мне захотелось театрализовать музыку соответственно теме концерта, создать какой-то особый мир, словно бы ее визуализирующий. Мы делали детали конкретных декораций, придумывали сценографию, одевались в соответствующие костюмы. Организовывать это пространство в театральное нам помогает режиссер Елена Негреску.

     –  В чем была особенность Рождественского концерта этого года?

     – Изначально он назвался «Фантазия для двух фортепиано», где-то по дороге «фортепиано» потерялось и осталось «Фантазия для двоих». Слушателям предлагался такой сюжет. Ночь, в филармонии закончилась репетиция оркестра. На пустой сцене на оставленные пульты наброшена белая прозрачная ткань и они подсвечены разноцветными свечами. И двое музыкантов начинают в такой обстановке ночной таинственности фантазировать, играть, начинают с романтичного Шуберта, через танцы Брамса, который каждый сам по себе – отдельный спектакль, через сказку Прокофьева – в откровенный Голливуд, под музыку Гершвина. Вот такая фантазия, от сокровенного до яркого праздника. Все работало на идею создания такого бессловесного музыкального театра, где главное действующее лицо- музыка. Павел Качнов – достойный партнер в этом концерте, мне нравится его манера игры, с ним легко импровизировать, мы, что называется, говорим на одном языке, хорошо слышим друг друга, у нас одна школа и это очень помогает.

     –  А ваши партнеры в концерте – люди постоянные?

     – Я – человек, постоянно ищущий что-то новое. Мне интересно делать новые программы с разными исполнителями, новыми составами, разной музыкой, у меня ни один концерт не похож на другой. Если сначала это было внутренней необходимостью, то теперь это – осознанная потребность, я понимаю, что не хочу повторяться.

     –  Программы концертов составляете сами?

     – Все решаю самостоятельно, у меня, к сожалению, нет ни импресарио, ни помощника, все приходится делать самой. Очень не люблю, когда меня называют успешным музыкальным менеджером, все организационные вещи я делаю только для того, чтобы иметь шанс сесть за рояль, суметь выразить себя в музыке, чтобы концерт состоялся в таком виде, как я его задумала. Отдаю предпочтение работе с молодыми талантливыми исполнителями.

     –  Почему?

     – Потому что с ними намного интереснее работать. Они искренние, чувствительные ко всему, отдаются каждому звуку, каждой интонации. Они верят в чудеса, верят в ту музыку, которую исполняют, они играют ее сердцем. Играть с ними имеет смысл, пока они не становятся затасканными гастролями, уставшими, сыгравшими в 125-й раз одну и ту же надоевшую программу, избалованными гонорарами и превратившимися в обыкновенных взрослых, вот тогда сказка заканчивается. Мне такие музыканты не интересны. Пропадает их индивидуальность, они становятся похожими друг на друга. Поэтому мой проект держится преимущественно на молодых, и возрастом, и духом. Но молодой дух, надо сказать, часто присутствует и у зрелых музыкантов.

     –  Ваша концертная деятельность, при том, что вы преподаете в Консерватории, можно сказать, личная инициатива?

     – Да, это мое личное дело, его можно назвать как угодно, подвижничество, миссионерство, способ существования, возможность самовыражения, я просто не могу жить иначе. Рада, что могу проводить свои концерты при содействии и поддержке частных лиц, благородство которых заключается в их заинтересованности, чтобы музыка доходила до слушателей, радовала их и обогащала внутренний мир. После нашего концерта «Фантазия для двоих» я подумала, как замечательно, что в Киеве есть 600 человек, которые 2 января захотели прийти в филармонию слушать классическую музыку. Хочется, чтобы это продолжалось, чтобы количество таких людей увеличивалось, а мне было над чем работать для того, чтобы наступило счастливое завтра.

Алла ПОДЛУЖНАЯ


Top! Top!