Tuesday, 17 October 2017
Меню
Главная
Попечительный совет
Крізь віки та кордони
Музика в Різдво
Творческая лаборатория
Музыкальные автографы
Украинские акварели
Детский уголок
Город
Закулисье
Контакты
Партнеры

Поиск

в интернете
на сайте

 


«САД МУЗЫКАЛЬНЫХ ГРЕЗ КАРОЛЯ ШИМАНОВСКОГО»

Марина ЧЕРКАШИНА

        Украинская земля всегда благоприятствовала рождению талантов. Кроме собственных одаренных творцов она может гордиться тем, что стала родиной детства таких великих музыкантов ХХ века, как русский композитор Сергей Прокофьев или поляк Кароль Шимановский. Как своего земляка Шимановского чтит нынешняя Кировоградщина. Здесь, на юге бывшей Российской империи в имении Тимошовка он родился и рос. В Елисаветграде учился и формировался как самобытный композитор, которому выпадет честь называться вторым после Шопена гением польской музыки.

        Творчество Шимановского поражает своей многоликостью. Он был необычайно чуток к веяниям своего времени, вбирал и по-своему перерабатывал различные влияния. Импрессионистическая тонкая звукопись уживалась в его палитре с ярким романтическим пафосом, героической патетикой, обостренной экспрессией. Вместе с тем его художественное воображение питалось особенно обостренной памятью культуры. Казалось, он жил сразу в нескольких эпохах. Мир античных мифов и библейских преданий был ему так же близок, как рыцарское средневековье, как архаика гуральского фольклора, как поэтические грезы и сонные видения, запечатленные в легендах, сказках, эпических поэмах разных народов.

        Горячими поклонниками творчества и личности Кароля Шимановского стали талантливые украинские музыканты — скрипач Олесь Семчук и пианистка Анна Середенко. Это по их инициативе и с их участием был организован и проведен цикл монографических концертов, посвященных музыке выдающегося польского композитора. Все начиналось с Кировограда, где местные энтузиасты заботливо собирают и хранят все, что связано с именем и памятью их знаменитого земляка. Здесь организован мемориальный музей Шимановского, проводились конференции, концерты и другие творческие акции. Неудивительно, что именно кировоградцы оказались первыми благодарными слушателями программы, подготовленной Олесем Семчуком и Анной Середенко. А после выступлений в Чернигове и Виннице программа была вынесена на суд взыскательной столичной публики.

        Вечер Шимановского в колонном зале имени М.Лысенко Национальной филармонии Украины состоял из двух отделений. В первом прозвучали камерные сочинения композитора разных лет — от выдержанной в позднеромантическом ключе ранней Сонаты для скрипки и фортепиано до виртуозных обработок знаменитых каприсов Паганини, представляющих зрелое творчество мастера. Между этими крайними точками разместилась удивительно тонкая и изобретательная пьеса «Дриады и пан» из цикла «Мифы». Ее исполнение можно было охарактеризовать как кульминацию и драгоценную изюминку всего вечера. Здесь артисты настолько слились с музыкой, поддались ее очарованию, что как бы сами стали сотворцами удивительного мира зачарованных звучаний. В какие-то моменты скрипка Олеся Семчука словно бы чудом превращалась в мифическую флейту Пана, таинственные голоса населенного мифическими существами девственного леса слышались в звуках фортепиано. Шимановский предстал в этой пьесе как поэт изысканной звукописи и ивой творческой фантазии, в то время как его интерпретация Трех каприсов Паганини позволила музыкантам продемонстрировать виртуозное мастерство, темперамент, великолепную ансамблевую сыгранность. Хотелось от души поздравить всех нас: в Украине родился замечательный дуэт не просто профессионалов высокого класса, но и самоотверженно преданных искусству вдохновенных артистов, ибо именно Олесь Семчук и Анна Середенко выступили инициаторами проведения цикла благотворительных концертов «Творцы — за духовное возрождение Украины». Вечер Шимановского, проведенный при поддержке таких спонсоров, как АКБ «Банк Австрия Кредитанштальт», Польский институт в Киеве, СП «Укринтерцукор», был уже вторым в задуманной и реализуемой серии.

        Симфоническая часть программы была проведена заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Владимира Сиренко. Ее открывала масштабная Концертная увертюра опус 12, исполнявшаяся в Киеве впервые. Я бы не отнесла это излишне пафосное и явно избыточное по количеству нот и шумных оглушительных звучностей сочинение к большим удачам композитора. Видимо, он здесь еще учился свободно владеть большими оркестровыми массами и строить развернутую симфоническую форму, хотя в парадной торжественности и громогласности этой музыке нельзя отказать.

        Совершенно иным предстал Шимановский в Первом скрипичном концерте, великолепно исполненном и солистом, и оркестром, который в данном случае получил возможность продемонстрировать целую россыпь изысканных звучаний, быстро меняющихся живых ритмов и динамических импульсов. Голос скрипки то словно утопал в звуковой роскоши, то завораживал, подобно пению сирен среди морских волн, то вовлекал в некий экстатический танец.

        Вечер завершился не только долго не смолкавшими аплодисментами публики, но и еще одним приятным для трех молодых музыкантов сюрпризом. Директор благотворительного фонда имени Владимира Горовица, а также Международного конкурса памяти В.Горовица Юрий Зильберман сообщил о выделении Олесю Семчуку, Анне Середенко и Владимиру Сиренко годовых стипендий, которые позволят развить и продолжить начатый ими концертный цикл. Хочется верить, что духовное возрождение Украины действительно наступит, если за дело берутся такие неординарные таланты.

Top! Top!